Билеты в плацкарт резко подорожали
В ФАС поступило письмо от Всероссийского объединения пассажиров в лице Игоря Артемьева о том, что билеты в плацкарт в мае-июне 2019 г. подорожали на 65-100%. Максимальный рост стоимости наблюдается на места в поездах, курсирующих между Москвой и Калининградом, а также Москвой и Адлером. Руководство Федеральной пассажирской компании, которая является структурой РЖД, заявило, что цены на билеты не повышались.
В организацию обращаются люди, которые столкнулись с тем, что билеты в плацкарт резко подорожали в период отпусков. Эксперты из Всероссийского объединения пассажиров узнали, сколько стоил проезд по 12 направлениям в марте и апреле 2019 г. Была проведена сравнительная оценка рейсов, отправляющихся по будним и выходным дням.
По результатам независимой проверки выявлено, что проезд по направлению Москва-Калининград теперь стоит больше на 100% – 4021 руб. Из Москвы в Адлер можно доехать за 4143 руб., заплатив больше на 97% стоимости билета в мае. Место в плацкартном вагоне, следующем из Новосибирска в Томск и обратно, стоит больше на 93% (1507 руб.). Минимальный рост цен зафиксирован в поездах из Москвы в Санкт-Петербург, Псков и Смоленск – 65-68%.
Получается, что пассажирская компания нарушила законы. Тариф на места в плацкарте устанавливается государственными органами. Из государственного бюджета на счет РЖД поступают дотации, покрывающие расходы компании. В январе 2019 г. тарифы на путешествие в плацкартных вагонах официально была увеличены на 3,9%. Законодательство разрешает перевозчику повысить цены до 1 сентября только на 20%.
Результаты мониторинга были изложены в письме от объединения пассажиров. Вероятными причинами нарушения считается повышение спроса на предлагаемую РЖД услугу. Летом граждане часто едут в другие регионы, поэтому в это время для перевозчиков появляется возможность хорошо заработать. Также подорожание может быть связано с необходимостью обновлять железнодорожные составы, закупать новое постельное белье, менять технику в вагонах. Эти меры были приняты, но повышение расценок вдвое многие посчитали неправильным.
На прямое обращение в Федеральную пассажирскую компанию внятного ответа не было. Позднее сотрудники пресс-службы фирмы заявили, что тарифы на междугородние перевозки не повышались, закон нарушен не был. Мнимый скачок роста, по их мнению, вызван индексацией тарифов в туристический период, а также временем после весенних акций. Например, в мае билеты на верхние полки продавались со скидкой 40%, с 26 апреля до 5 мая всем пассажирам предоставлялась скидка 5%. Руководство решило не проводить акций с середины июня и увеличить стоимость проезда всего лишь на 20%
Эксперты не поддерживают действия компании, даже если причины скачка тарифов ее сотрудники объяснили верно. Для пассажиров эта мера – удар по кошельку, для перевозчика – потеря репутации. Человек, тративший на проезд 1 тысячу руб., будет возмущен, когда заплатит 2. Ему не важно, проводилась ли в прошлом месяце акция. Он знает, что потратил вдвое больше запланированной суммы.
При этом никто не обвиняет перевозчика, т.к. он все делал из лучших побуждений согласно законодательству. Причина сложившейся ситуации – неудачное планирование ценовой политики. ФПК регулярно устраивает акции, старается обеспечить доступность мест для инвалидов и граждан с детьми.
В связи с этим ФАС проведет проверку и выяснит, действительно ли стоимость билетов резко и необоснованно подскочила. В случае доказанного нарушения законов руководство компании может получить штраф в размере до 50 тысяч рублей, если факты, изложенные в письме, будут доказаны, и рост стоимости был ничем не обоснован. Также директора могут быть сняты с должностей сроком до 2 лет. У компании могут изъять сумму, вдвое превышающую размер выручки за июнь-июль 2019 г.
Есть вероятность, что действия руководства фирмы будут признаны законными. Тогда перевозчик отделается испорченной репутацией и недовольством некоторых пассажиров. Т.к. ФПК – единственная компания, организующая железнодорожные перевозки по многим направлениям, ее доходы останутся неизменными.